[personal profile] aazzz

Есть ли жизнь после смерти, когда начнётся воскрешение из мёртвых и как расшифровать ДНК человеческой души – на эти сакральные темы мы поговорили c крупным бизнесменом и ученым, фигурантом списка Forbes и филантропом Эдуардом Шифриным.

Вы верите в жизнь после смерти?
– Помните, как в фильме Вуди Аллена «Светская жизнь» гангстер-еврей перед казнью переходит в христианство, объясняя это тем, что в иудаизме нет жизни после смерти. Аналогичное мнение не часто приходится слышать от людей иудейского вероисповедания, потому что одной из основ иудейской веры является вера в жизнь души после смерти тела, вера в воскрешение из мёртвых и наступление Мира Грядущего. Однако детали этих процессов, время наступления, формы существования душ описаны в еврейских источниках столь неоднозначно, а иногда даже двусмысленно, что они стали предметом серьезных дискуссий в иудаизме.

Но ведь в тексте Торы нет ни слова о жизни после смерти и воскрешении из мёртвых.
– Действительно, в самом тексте Торы мы не находим прямых указаний на эти процессы. Великие еврейские мудрецы Маймонид и Саадия Гаон объясняли это тем, что Всевышний хотел направить евреев на выполнение заповедей, награду и наказание в этом мире, не отвлекая их внимание на последующие удаленные события. Воскрешение из мёртвых впервые упоминается в значительно более поздних пророчествах. Например, у пророка Иезекииля: «Открою я ваши могилы и выведу вас из ваших могил, о мой народ». У пророка Исайи: «Твои мертвые будут жить, мертвые тела подымутся». У пророка Даниэля сказано: «И многие из тех, кто спят в земной пыли, пробудятся. Некоторые – к вечной жизни, некоторые – к наказанию». А в книге Экклезиаста, авторство которой в еврейской традиции приписывается царю Соломону, говорится: «Тело человека уходит в землю, а душа возвращается к Богу».

Есть ли в иудаизме какая-то базисная концепция того, в какой форме эти процессы могут происходить?
– Есть несколько концепций. Во-первых, концепция Маймонида. Он полагал, что интеллектуальная часть души не подлежит разрушению, в отличие от животной части души. Что наш мир имеет начало, но не имеет конца. Что с приходом Мессии произойдет воскресение из мертвых, а Мир Грядущий существует уже сейчас, параллельно нашему миру, и в будущем мы будем находиться в нем в духовной форме. «Душа любой плоти – это ее идея, данная ей Б-гом», – писал Маймонид. Речь идет об интеллекте, который и есть идея души. Поэтому после распада тела, состоящего из элементов, исчезает душа, дарующая жизнь, существующая только вместе с телом, однако идея души никуда не девается – потому что в своих действиях она от самой души не зависит.

Прямо время чудес.
– Никаких чудес. Маймонид писал: «Да не возникнет мысль, что Мессия должен совершать чудеса и знамения, создавать нечто, чего не было в мире. Да не появится мысли, что в его дни будет отменен какой-нибудь закон природы или, наоборот, появится новый. Ничего подобного – законы мира неизменны». При этом Маймонид считал, что с приходом Мессии еврейский народ будет собран в земле Израиля и будет воздвигнут Третий Храм.

Что он думал о воскрешении из мертвых?
– Он полагал, что оно произойдет незадолго до прихода Мессии, либо во время его прихода, либо сразу после. Он вообще считал, что конечная цель – не само воскрешение из мертвых, а Мир Грядущий как таковой. Он писал, что в будущем не будет тел, не будет еды, питья и интимных отношений. «Отделенное от материи существует более реально, чем принадлежащее материи: ведь отделенное существование – это и есть истинное и актуальное существование, поскольку не затрагивается никакими изменениями». При этом Маймонид не касался вопросов наказания и переселения душ.

Есть какие-то другие концепции грядущего, помимо этой?
– Саадия Гаон считал, что после смерти душа будет находиться «под престолом Славы Господней» до того момента, пока положенное количество душ не будет произведено Творцом. А после этого придет Мессия и произойдет воскрешение из мертвых. Однако смерть не исчезнет. Принципиально отличие позиции Саадии Гаона от взглядов Маймонида в том, что он, ссылаясь на слова пророка Исайи: «И создам я землю новую и небо новое», утверждает: через некоторое время после прихода Мессии наш мир будет уничтожен и будет создана новая реальность – Мир Грядущий, в котором мы будем присутствовать в наших телах. Саадия уделяет огромное влияние вопросу, какова же будет жизнь в этом новом мире. И ещё: в отличие от Маймонида, он упоминает о гейноме – наказании и «аде», но не объясняет, какой род наказаний там будет. Саадия Гаон также категорически отрицал возможность реинкарнации душ.

Какие еще есть концепции?
– Концепция Нахманида и каббалы. Согласно ей, одна душа под названием нефеш после смерти человека остается возле могилы и подвергается за свои грехи «наказанию могилой». Вторая душа, называемая руах, также наказывается за свои грехи, но спустя 11 месяцев попадает в нижний Ган-Эден – лучший мир. А третья душа – нешама – возвращается к своему источнику, своему Творцу и попадает в верхний Ган-Эден, где и находится до воскрешения из мертвых.
Эта концепция допускает и переселение душ или даже частей душ – как правило, в наказание. Души праведников могут подвергаться реинкарнации с целью поддержания мира. И возвращаются они в верхний Ган-Эден в одеянии из заповедей и добрых дел, которые они совершили в нашем мире, и находятся в мире душ до воскрешения из мертвых. Понятие «Геином» эта концепция определяет не очень чётко и описывает как некое духовное очищение.

Как каббала описывает на приход Мессии?
– Согласно книге «Зоар», душа Мессии всё это время находится в специальном месте в Ган-Эдене, которое называется «Птичье гнездо». Он придет, когда будет завершен процесс исправления этого мира – все разбросанные искры святости возвратятся в святости сферы, а зло исчезнет. Материализуется Мессия в нашем мире в Верхней Галилее, а его царство будет сопровождаться великими чудесами, мерцанием и падающими звездами. Искупление в его времена будет подобным возвращению к совершенству, которое было разрушено грехом Адама. Возрастет божественное раскрытие в нашем мире, а тайны Торы будут доступны во всей своей красоте. Эта мессианская эра будет продолжаться около тысячи лет, а в ее конце должно произойти воскрешение мертвых – в День великого Суда.

Нахманид соглашался с такой оценкой?
– Он полагал, что после физической жизни воскресшие тела будут очищены и попадут в будущий духовный мир, который наступит после разрушения нынешнего. В этом мире мы будем присутствовать в форме душ, облаченных в одухотворенные тела, сохраняя свою индивидуальность. Некоторые каббалисты, в том числе и идеологи хасидизма, считали, что в Мире Грядущем души будут облачены в реальные тела.

Вы сами как думаете?
– Для анализа этих концепций надо сначала дать определение души и материального тела. Согласно книге «Сефер Йецира», авторство которой еврейская традиция приписывает самому праотцу Аврааму, Всевышний создал все миры при помощи 22 букв еврейского алфавита и 10 сфирот, называемых также числами. Буквы и числа являются по сути своей информационным кодом. Эта концепция сходна с идеями пифагорейцев, которые утверждали, что наш мир состоит из чисел. Основой всей реальности, как духовной, так и материальной, является информация. К этому выводу постепенно приходит и современная наука. Информация квантовых систем не может быть уничтожена. Все процессы трансформации энергии и материи имеют в своей основе информационные изменения.
Поскольку духовная и материальная реальности состоят из информации и являются формой философии монизма, это помогает разрешить важный каббалистический вопрос: если всё, что существует, и есть Б-г, а наш материальный мир имеет множество форм, значит, и Б-г должен изменяться, что противоречило бы концепции Его неизменности. А так как информация – это единая основа любой реальности, то вопрос снимается.

Как нам это поможет узнать, есть ли жизнь после смерти?
– Согласно учению великого каббалиста Аризаля, духовные миры Ацилут (мир божественных эманаций), Бриа (мир сотворения) и Йецира (мир формирования) и наш материальный мир Асия – все они содержат в себе «древо из десяти сфирот». В каббале сфирот описываются как сосуды, наполненные светом и обладающие различными свойствами: например, хохма – это мудрость, а бина – понимание. При этом все сфирот связаны друг с другом и каждая из них содержит в себе все остальные. Фактически мир сфирот имеет структуру фрактала и стремящееся к бесконечности количество комбинаций из десяти сфирот.
Напомню, фрактал – это математическое множество, обладающее самоподобием. Этот термин был введен в 1975 году французским математиком Бенуа Мандельбротом. Фракталы являются предметом серьезного научного исследования и часто встречаются в природе: например, кровеносная система человека или альвеолы.
С научной точки зрения мы понимаем, что представление сфирот в виде сосуда, наполненного светом, – это аллегория, так как ни пространств, ни сосудов, ни света в духовных мирах нет. Я понимаю сфирот как информационную систему, в которой содержатся и взаимодействуют два вида информации: свет – это информация о существовании Всевышнего, его сущности, а сосуд – это информация об одном из свойств Всевышнего, выраженном в системе сфирот. Например, хесед – это любовь и доброта, а гвура – строгость и суд. Условно, когда мы говорим: «Это хороший человек», то мы передаем не только информацию о его свойствах, но и о том, что он существует.
«Душа по сути своей – это цельный неделимый свет, который не разделяется на cфирот», – пишет Альтер Ребе в книге «Тора Ор». Сфирот служат лишь «одеяниями души». Иными словами – хоть они и принадлежат душе, но не относятся к ее сущности. Отсюда мы можем сделать вывод, что душа построена по принципу «дерева сфирот». Сущность души – это информация о существовании Всевышнего, десять сфирот – информация о ее свойствах, её «одеяниях». Поскольку существует огромное количество комбинаций сфирот в духовных мирах, то существует и огромное количество душ, обладающих различными комбинациями качеств и свойств. И этот «процесс производства душ» ни на мгновение не прекращается. «Ежедневно в утренней молитве мы вспоминаем, что Творец каждое мгновение по доброте Своей обновляет творение мира», – пишет Альтер Ребе. То есть происходит постоянное возникновение мира материального из духовного.

В чём роль самих сфирот в этом процессе?
– Эти десять свойств души можно уподобить ДНК генома человека. Она рождается в духовных мирах путем считывания информации различных комбинаций из десяти сфирот. По такой же схеме молекула РНК движется вдоль цепочки ДНК и считывает информационный код. Впоследствии рибосомы при помощи информационного кода производят протеины.
Говоря языком квантовой физики – душа человека не локальна и не сепарабельна. Напомню, что локальными называются системы, свойства которых определяются их расположением в пространстве и во времени. Сепарабельными называются системы, свойства которых определяются только их внутренними качествами. Душа человека обладает свойством «вертикальной» несепарабельности – так как она связана со своим корнем в высших духовных мирах, откуда она произошла, а также свойством «горизонтальной» несепарабельности – на душу оказывает влияние тело человека, а также души других людей.

Души других людей? Не могли бы вы пояснить.
– В квантовой механике состояние любой системы отображается в многомерном пространстве Гилберта, в котором каждая точка соответствует определенному состоянию квантовой системы. Точно так же состояние нашей души может быть описано при помощи «многомерного ментального пространства». Наше сознание имеет огромное количество различных состояний и их комбинаций и может быть описано в данный момент определенной точкой в многомерном ментальном пространстве. Непреложным является факт пересечения ментальных пространств различных людей. В частности, если два человека одновременно подумали друг о друге, то, хотя они и разделены в пространстве, в многомерном ментальном пространстве они находятся в одной точке. Приведу еще один пример: согласно еврейской традиции, в момент дарования Торы у подножия горы Синай присутствовали души всех евреев – в том числе еще не родившихся и уже умерших. Таким образом, все евреи без исключения объединены в многомерном ментальном пространстве в точке Синайского откровения.
В противоположность душе материальные объекты классического мира квазилокальны и квазисепарабельны. Квази – потому что квантовые корреляции хотя и присутствуют, но они крайне малы. Вопрос, почему макроскопические объекты теряют квантовые свойства, является одним из основных в квантовой физике. Одним из объяснений является декогеренция – процесс обмена информацией с окружающей средой. В результате этого обмена система теряет квантовые свойства и приобретает «классические». Соответственно, существует и обратный процесс, называемый рекогеренцией, который подразумевает, что при полной изоляции системы от информационного обмена она может потерять «классические» свойства и перейти в состояние суперпозиции – то есть другой реальности. В настоящее время проведены эксперименты, доказывающие, что при отсутствии информационного обмена квантовые свойства могут появляться у относительно крупных объектов: молекул углерода или алюминиевых осцилляторов.

Как это связано с дарованием Торы на горе Синай?
– Альтер Ребе пишет, что все сорок дней и ночей, которые провёл Моисей на горе Синай, он не ел и не пил, а его материальное тело питалось лишь духовной пищей, подобно ангелу: «Облако окутало Моисея и служило ему пищей». Там же Альтер Ребе пишет, что ангелы могут попасть в наш мир только в специальных одеждах, как и люди подняться в мир ангелов. На что намекает Альтер Ребе? Из законов физики мы знаем, что материальное тело не может существовать сорок дней без воды и, соответственно, без обратного процесса – опорожнения. Однако Моисей был покрыт облаком. И с моей точки зрения, облако изолировало Моисея от обмена информацией с окружающей средой нашего мира. В результате произошла рекогеренция, и тело Моисея приняло промежуточную, нематериальную форму, которая не нуждалась в материальной подпитке, да и не могла воспринять ее.

Можете привести еще какие-нибудь примеры декогеренции и рекогеренции?
– Адам и Ева. Они находились в специальном месте – в Ган-Эдене. Это было уже материальное существование, но не вполне привычное нам. Согласно каббале, одним из последствий грехопадения Адама стал рост степени материальности нашего мира. Сущность греха заключалась в считывании запретной информации о добре и зле, что соответствует физическому понятию декогеренции. В результате тела Адама и Евы приобрели классические свойства – «Господь сшил им кожаные одежды». Адам осознал, что Ева – отдельная сущность, и дал ей имя Хава, хотя до этого называл ее общевидовым именем «иша», жена. В своем классически материальном состоянии они уже не могли оставаться бессмертными и находиться в Ган-Эдене и были изгнаны оттуда.
Понятно, что степень декогеренции в духовных мирах неодинакова. Так, в мире Ацилут (божественных эманаций) присутствуют только свет и сфирот, при этом сосуды едины со светом, т.е. декогеренции практически нет. А в мире Бриа (мир сотворения) сосуды уже не едины со светом и появляются как отдельные сущности: например, души или архангелы – то есть появляется декогеренция. Она усиливается в мире Йецира (мир формирования), где обитает бесчисленное количество ангелов. Своего максимума декогеренция достигает в нашем материальном мире, в котором мы воспринимаем материальную субстанцию в виде разделенных объектов.

Что нам это говорит о будущем мире и жизни после смерти?
– Мир Грядущий не будет материальным в нашем классическом понимании этого смысла. Он будет, подобно мирам духовным, миром частичной рекогеренции. При этом наши тела и души будут объединены, однако мы не сможем говорить о классической материальности нашего тела. Какая это будет степень рекогеренции – мы не знаем. Думаю, что наиболее близко к правильному ответу подошли каббалисты, которые увидели, что прообраз Мира Грядущего нам дан в Торе в качестве пребывания Моисея на горе Синай и пребывания Адама и Хавы в Ган-Эдене.

источник

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

aazzz: (Default)
aazzz

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718 19202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2017 12:52 am
Powered by Dreamwidth Studios